Сохраняя традиции, продолжаем движение
Пресс-центрОбзорыЕдем дальше. Прогноз по перевозке грузов по сети РЖД на 3 квартал и итоги 7 месяцев 2021 года

Едем дальше. Прогноз по перевозке грузов по сети РЖД на 3 квартал и итоги 7 месяцев 2021 года

25 августа 2021

Время рекордов заканчивается. Начинается снижение темпов роста погрузки на сети РЖД. Такую тенденцию отмечает начальник отдела оперативного маркетинга Первой грузовой компании (ПГК) Екатерина Агапова. Она подвела краткие итоги за 7 месяцев 2021 года и обозначила ключевые тренды погрузки на 3 квартал.

Чего ждать в 3 квартале 2021 года?

По итогам 3 квартала 2021 года мы ожидаем, что погрузка в полувагонах вырастет на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Показатель мог бы быть больше в связи с высоким мировым спросом на уголь. Экспортные цены на российское энергетическое сырье в Европе с мая выросли почти вдвое — до $137 за тонну. Котировки толкает вверх растущая цена на газ. В результате уголь вновь становится привлекательным топливом. До конца года Европе будет выгоднее использовать угольные электростанции, нежели газовые, прогнозирует Bloomberg. Дефицит энергетического угля наблюдается и в Азии из-за того, что Индонезия на фоне карантинных ограничений и плохих погодных условий сократила свои поставки. Ажиотажный спрос на сырье ожидается осенью, так как энергетическим компаниям придется создавать запасы угля перед отопительным сезоном на фоне резкого подорожания газа. Однако экспортные отправки во многом будут зависеть от обстановки в Китае, где приняты строгие карантинные меры. Из-за этого на границе скапливается большое количество вагонов, грузы не проходят таможенный досмотр. В недавнем докладе РЖД говорили о том, что за июль объем перевозок всех грузов из России в Китай был снижен более, чем на 11,5%. В начале августа цифра выросла до почти 30%, по углю — 45%.

При этом в ближайшее время углю придется конкурировать со щебнем в Восточном направлении. С сентября ожидаем положительных темпов погрузки минерально-строительных грузов в полувагонах. В периоды пиковой погрузки на сети будет ощущаться их локальный дефицит.

Введение пошлин на вывоз металлургических грузов приведет к уменьшению объемов их экспорта из-за снижения конкурентоспособности по сравнению с поставками из других стран, однако надеемся на восполнение объемов внутри страны.

Крытые вагоны прибавят около 2% в погрузке на сети РЖД по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основным драйвером по-прежнему остаются строительные грузы. В 3 квартале они замедлятся примерно до +12% к 2020 году на фоне роста ипотечных ставок. Ожидаются также высокие темпы погрузки цветных металлов. Потерянный объем грузов, которые переходят в контейнеры, будет компенсирован погрузкой сахара с сентября. Новый сельхозсезон выше предыдущего на 9% (около 6 млн тонн), кроме того на складах находится большой запас продукции.

Погрузка в цементовозах увеличится до 6%. Строительный сезон продолжается, поэтому ожидаем, что перевозка цемента продолжит рост, хотя более низкими темпами относительно 2 квартала 2021 года.

Погрузку в нефтебензиновых цистернах на фоне низкой грузовой базы прошлого года в 3 квартале оцениваем с ростом не менее 10%.

Если говорить об отдельных ключевых номенклатурах, то, несмотря на введение вывозной пошлины, зерно будет показывать хороший результат. Сбор зерна в РФ в этом году будет почти на 8% ниже прошлогоднего, но станет третьим после 2017 и 2020 годов, следует из обновленного прогноза компании «ПроЗерно».

Сохраняется положительная тенденция по погрузке минеральных удобрений. Игроки рынка надеются на рост объемов сбыта продукта на внутреннем рынке в ближайшие месяцы. Крупнейшие производители, входящие в Российскую ассоциацию производителей удобрений (РАПУ), приняли решение о заморозке цен на свою продукцию на уровне июля для российских потребителей и предоставлении им дополнительных скидок до 5% от текущего уровня на основные виды минеральных удобрений до завершения осенних полевых работ 31 октября.

Высокие темпы прироста перевозки грузов в контейнерах (с учетом всего транзита и импорта) сохранятся (+18% в ДФЭ). Небольшое снижение по сравнению с предыдущим периодом связано с текущими ограничениями на погрузку в сторону Забайкальска, а также карантинных мер со стороны Китая.

План РЖД на август предусматривает погрузку на уровне 2020 года (3 млн 486 тыс. тонн). Однако в холдинге не исключают, что удастся выйти на показатели 2019 года, а может и превысить их. Основными драйверами роста в августе должны стать грузы в контейнерах, нефтепродукты, каменный уголь.

Что с рынком полувагонов и арендными ставками?

По итогам 6 месяцев 2021 года страны Таможенного союза (по данным издательства «Промышленные грузы») поставили около 32 тыс. новых вагонов, из них 11,5 тыс. полувагонов всего по странам. Делаю акцент на этом виде подвижного состава, поскольку для компании он играет важную роль, кроме того, рынок полувагонов испытал на себе серьезное влияние пандемии коронавируса.

Последние полгода рынок спотовых грузоперевозок живет в условиях острейшего дефицита подвижного состава: грузоотправители готовы платить больше, чтобы получить полувагоны в срок и в нужном объеме. За последний год ставка на полувагоны выросла почти на 18%.

По данным издательства «Промышленные грузы», в августе ставки на полувагоны по краткосрочным контрактам (до 3 месяцев) выросли до 1250 - 1450 руб./сут. В прогнозах ставок на ближайший месяц мнения операторов расходятся. Часть из них ожидает их стабилизацию, часть – что ставки вырастут еще на 50-100 руб./сут.

Немного о фактической погрузке за 7 мес. 2021 г

По итогам 7 месяцев 2021 г объем погрузки на сети РЖД вырос на 7,5%, при этом к аналогичному периоду 2019 г небольшое отставание (на 0,1%).

Обрушение моста через реку Ареда в Забайкальском крае в конце июня привело к приостановке движения по Транссибу на несколько дней. Это негативно повлияло на погрузку, однако проблему удалось нивелировать за счет роста добычи каменного угля (+16% по итогам июня 2021 года, в июле +7% к аналогичному периоду прошлого года), а также объема провозных квот на Восточном полигоне. Всего по итогам 7 месяцев 2021 года по сети было перевезено на 10% больше угля, чем за аналогичный период прошлого года (+19 млн т). Увеличение произошло за счет погрузки энергетического сырья. Внутри страны было доставлено на 7 млн тонн больше, чем за 7 месяцев 2020 года, экспортный рост составил 13 млн тонн. Среди ключевых потребителей Индия и Китай (+6 млн тонн в совокупности), Турция и Украина (+7 млн тонн в совокупности). Добыча угля в России в июле 2021 года выросла год к году на почти 10% и достигла 35,59 млн тонн (по данным ЦДУ ТЭК). С начала года этот показатель увеличился почти на 9%, до 247,9 млн тонн.

Начал восстанавливаться сегмент нефти и нефтепродуктов. Увеличение было достигнуто за счет перевозки номенклатур внутри страны (+5%, на 3,2 млн тонн). Наиболее востребованы были бензин автомобильный и конденсат газов (+2,9 млн тонн суммарно). На фоне сокращения погрузки на экспорт существенно растет погрузка керосина авиационного (+37%), что говорит об улучшении ситуации с COVID-19.

Положительную динамику показывают черные металлы и их лом, а также руда. Рост в сегменте лома черных металлов составляет + 7% (или +3 млн тонн). Из них внутри страны + 2 млн тонн и экспорт +1 млн тонн. Темпы отправок номенклатуры несколько снизились в июле: было погружено 1,5 млн тонн, что почти на 12% меньше, чем в июне 2021 года, но на 15,4% больше, чем в июле 2020 года. Снижение погрузки связано, во-первых, с ослаблением мирового спроса на лом черных металлов, а во-вторых, с ожиданием ввода с 1 августа экспортных пошлин на металлопрокат. Погрузка черных металлов сохранилась на уровне предыдущего месяца и составила 5,6 млн тонн. Это на 7,7% больше, чем годом ранее. Эксперты на рынке черной металлургии считают, что эти два сегмента сейчас находятся на пике. Производители максимально загружают свои мощности перед снижением объемов экспорта и производства в целом в августе с вводом пошлин. Погрузка руды по итогам 7 месяцев 2021 г выросла на 0,4% (+0,3 млн т).

Погрузка зерна выросла более чем на 1 млн тонн (+10%) за счет экспортных перевозок в 1 квартале 2021 года (+44% или +1,4 млн тонн). После введения квот во 2 квартале 2021 года наблюдается снижение погрузки на -15% или -0,4 млн тонн. Внутренний спрос не компенсирует эти потери.

Химические и минеральные удобрения прибавили более 1 млн тонн (или +4%), при этом внутри страны объем практически не изменился, а вот на экспорт отгрузили на 1,1 млн тонн больше аналогичного периода 2020 года. Это связано со спросом на отечественную продукцию со стороны Бразилии (+3,1 млн тонн) на фоне сокращения поставок из Китая (-1,5 млн тонн).

Существенный рост наблюдается в сегменте цемента, промышленного сырья и формовочных материалов – на 2,6 млн тонн (+8%) на фоне высоких показателей в секторе строительства. Ввод жилья в России в январе-июле 2021 года составил 43,9 миллиона квадратных метров, что на 30,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года (по данным Росстата, эффект низкой базы 2020 года из-за моратория на строительные работы в начале пандемии).

В контейнерах было перевезено 3 млн тонн грузов, что на 13% больше аналогичного периода прошлого года. Из них на экспорт 1,8 млн тонн. По нашей оценке, с учетом всех транзитных и импортных потоков, увеличение более существенное — 23% (в ДФЭ). Резкий рост транзитных грузоперевозок между Китаем и Европой на фоне борьбы с коронавирусом усложнил работу. На железной дороге наблюдаются заторы, в чем РЖД винит строгие карантинные меры со стороны КНР, а участники рынка ссылаются на нехватку порожних контейнеров и сбои в работе российской сети. Новая вспышка COVID в Китае грозит усугубить эти проблемы.

Во всех формах запроса на услуги, в личном кабинете, где клиент оставляет свои личные данные, мы предусмотрим в конце поле «Я согласен с условиями обработки данных», возле которого нужно поставить «галочку». При нажатии на «галочку» пользователь автоматически дает свое согласие на обработку. При нажатие на «условиями» появляется всплывающее окно с текстом:

Я даю согласие АО «ПГК», расположенному по адресу г. Москва, ул. Новорязанская, 24, индекс 105066, на обработку моих персональных данных в целях:

К персональным данным, на обработку которых я даю согласие, относятся фамилия, имя, отчество, контактные телефоны, email и адрес.

Предоставляемое мною согласие на обработку персональных данных распространяется на все способы обработки, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, предоставление (передача ограниченному кругу лиц в соответствии с законодательством РФ), обезличивание, блокирование, уничтожение, как с использованием, так и без использования средств автоматизации.

Настоящее согласие действует с момента предоставления мною персональных данных и действует в течение неограниченного периода времени, вплоть до отзыва мной согласия в установленном порядке.

Я ознакомлен с тем, что отзыв данного согласия может быть осуществлен в любой момент посредством направления в адрес АО «ПГК» заявления в произвольной форме.

С политикой АО «ПГК» в отношении обработки персональных данных можно ознакомиться здесь